Перспективы экспорта российского угля: новые рынки и ценовые тренды

Дата:

Трансформация экспортных направлений на фоне изменения стоимости

Фото: kommersant.ru

Структура экспорта российского энергетического угля может претерпеть существенные изменения в связи с ожидаемым повышением затрат на логистику. Аналитики прогнозируют возможное перераспределение поставок в пользу премиальных рынков, включая Южную Корею и Японию, при одновременном снижении доли поставок в Индию и Китай.

Запланированное повышение железнодорожных тарифов на 13,8% с 1 декабря может стать ключевым фактором, влияющим на стоимость российского энергетического угля. Эксперты отмечают, что покупателям придется адаптироваться к новым ценовым условиям либо искать альтернативные варианты поставок.

В текущем году структура экспорта демонстрирует значительную концентрацию на азиатском направлении. Около половины всех поставок энергетического угля приходится на китайский рынок, однако эксперты предполагают возможное изменение этой пропорции в пользу более премиальных направлений, включая Южную Корею, Японию и Малайзию.

Ценовые индикаторы на различных рынках показывают существенную дифференциацию. Для южнокорейского направления российский энергетический уголь высокого качества (6000 ккал) с декабрьской погрузкой торгуется в диапазоне $116-125 за тонну. Китайский рынок демонстрирует более низкий ценовой уровень — около $106-107 за тонну для угля калорийностью 5500 ккал. На индийском направлении зафиксированы сделки по высококалорийному углю в диапазоне $110-118 за тонну.

Статистика экспортных поставок за период с начала года по середину ноября показывает объем в 110 млн тонн энергетического угля, что приближается к годовому показателю 2023 года в 133 млн тонн. Географическая структура поставок распределилась следующим образом: Китай — 43,9 млн тонн, совокупный объем поставок в Японию, Южную Корею и Тайвань — 23,23 млн тонн, Индия — 8,2 млн тонн.

Эксперты отрасли отмечают, что увеличение себестоимости может повлиять на конкурентоспособность российского угля на международных рынках. При этом возможности наращивания присутствия на премиальных рынках ограничены существующими торговыми условиями.

Аналитики подчеркивают, что формирование экспортных цен в большей степени зависит от баланса спроса и предложения на конечных рынках, чем от изменения транспортных тарифов. Однако повышение логистических затрат может оказать влияние на рентабельность экспортных операций.

Позитивным фактором для экспортеров остается текущий курс рубля, способствующий поддержанию рентабельности продаж. Тем не менее, сохранение объемов экспорта на достигнутом уровне будет зависеть от комплекса факторов, включая развитие международной торговой конъюнктуры и динамику спроса на ключевых рынках.

Источник:www.kommersant.ru

Другие новости