Перспективы развития транспортной логистики в 2025 году

Дата:

С какими проблемами сталкиваются компании

Фото: kommersant.ru

Транспортно-логистическая отрасль России переживает серьезную трансформацию. Согласно прогнозам экспертов, около 30% грузоперевозчиков могут столкнуться с финансовыми трудностями в 2025 году. Основной причиной является значительное увеличение операционных расходов, связанное с повышением ключевой ставки. Многие компании испытывают сложности с обслуживанием лизинговых договоров из-за переменных условий. Дополнительное давление создает конкуренция с малыми предприятиями, часть которых работает по упрощенным схемам.

В конце 2022 года, когда произошла переориентация торговых потоков на восточное направление, железнодорожная инфраструктура оказалась перегружена. Развитие автомобильных перевозок виделось перспективным решением. Несмотря на высокие лизинговые ставки, превышавшие 15%, транспортные компании активно расширяли автопарк. Однако к концу 2023 года ситуация изменилась: объемы грузоперевозок снизились, а обязательства по платежам остались.

Грузовики паркуются в реестре

Спустя год предприятия, стремившиеся использовать благоприятную конъюнктуру, оказались в сложном положении. Наблюдается существенное сокращение импортных потоков: из Турции — на 40%, из Китая — на 10%. С весны 2024 года отмечается устойчивая тенденция к уменьшению объема перевозок, что привело к снижению тарифов при одновременном росте затрат на содержание автопарка. Некоторые перевозчики добровольно отказываются от транспорта, поскольку его эксплуатация становится убыточной, достигая отрицательной рентабельности в 20%.

Существенные издержки ограничивают конкурентоспособность легальных компаний по сравнению с небольшими перевозчиками. До настоящего времени часть малых предприятий использовала упрощенную систему налогообложения, что позволяло предлагать более привлекательные цены. С 2025 года в рамках налоговой реформы многие из них начнут платить НДС, что должно выровнять условия на рынке. Однако остается проблема нелегальных перевозчиков, которые могут составлять до 50% рынка.

Грузы перекладывают в фуры

По оценкам отраслевых экспертов, доля неофициальных перевозок может достигать 70% рынка. В условиях возрастающих рисков банкротства легальные компании также могут быть вынуждены искать альтернативные схемы работы. Представители отрасли выступают с инициативой снижения ставки НДС до 10% для поддержки легального бизнеса. Однако вероятность одобрения такой меры оценивается как невысокая, учитывая запланированные бюджетные расходы на 2025 год.

Эксперты отмечают, что текущие сложности некоторых перевозчиков являются результатом недостаточного управления рисками. Уход части игроков с рынка рассматривается как естественный процесс оздоровления отрасли. При этом повышение стоимости транспортных услуг представляется неизбежным, даже с учетом сдерживающего влияния пониженного спроса.

Источник:www.kommersant.ru

Другие новости