
Перспективы развития платежного рынка вызывают активное обсуждение в банковском секторе
Государственно-правовое управление президента выразило концептуальную поддержку законопроекту о внедрении универсального платежного QR-кода. Документ предусматривает закрепление за Национальной системой платежных карт статуса единого оператора данной технологии.
В ходе рассмотрения законопроекта были высказаны некоторые замечания технического характера, касающиеся главным образом формулировок отдельных положений.
Аналитики Альфа-банка провели детальное исследование возможных последствий принятия законопроекта. По их оценкам, централизация управления платежным кодом может существенно повлиять на рыночную конкуренцию, замедлить развитие платежной инфраструктуры и инновационных сервисов. Особую обеспокоенность вызывает вероятность сокращения программ лояльности, что может привести к потере клиентами банков кешбэка в размере до 600 млрд рублей.
Результаты анализа и позиция ГПУ президента направлены в правительство для формирования официального заключения на законопроект.
Позиция ГПУ президента
История рассмотрения законопроекта началась в ноябре 2024 года. После внесения в Госдуму документ был отозван для доработки и повторно представлен через месяц под номером 811008-8. Ключевое положение проекта обязывает банки и их иностранные филиалы предоставлять платежные реквизиты исключительно через универсальный QR-код, формируемый НСПК под управлением Центрального банка.
Специалисты ГПУ отмечают, что предоставление оператору УПК полномочий по установлению правил формирования кода может быть истолковано как требование использовать ограниченный набор платежных инструментов, таких как Система быстрых платежей или цифровой рубль.
В связи с этим предлагается внести в законопроект уточнение о праве клиента использовать любые доступные электронные платежные средства при работе с УПК.
В проекте также содержится требование к операторам денежных переводов обеспечить функционирование УПК во всех программных средствах и устройствах. ГПУ рекомендует конкретизировать, что данное требование относится исключительно к инструментам безналичных расчетов.
Экспертная оценка банковского сектора
Внедрение единого QR-кода под управлением НСПК создает неопределенность для существующего проекта единого QR, разрабатываемого консорциумом ведущих банков-эквайеров, включая Сбербанк, Т-Банк и Альфа-банк. Действующее решение, базирующееся на технологии Multi-QR, предоставляет клиентам возможность оплаты через банковские pay-сервисы с получением кешбэка, а также через СБП с собственной программой лояльности.
Банковские аналитики прогнозируют, что монополизация платежного кода может привести к снижению доходности эквайрингового бизнеса банков. Это негативно отразится на программах лояльности, что может обернуться для потребителей потерей кешбэка в диапазоне 300-600 млрд рублей ежегодно.
Замена существующих платежных кодов единым решением не только обесценит уже осуществленные инвестиции, но и потребует новых вложений. Более того, трансформация успешной рыночной модели может негативно повлиять на развитие всей платежной инфраструктуры, включая перспективные направления биометрического эквайринга.
Руководство банковского сектора выступает за эволюционный путь развития рынка платежных услуг. Предлагается сфокусироваться на разработке единых стандартов платежного кода, обеспечивающих равный доступ всех участников рынка к платежным сервисам, включая СБП и цифровой рубль.
Комитет Госдумы по защите конкуренции поддержал позицию банковского сообщества, указав на риски монополизации рынка платежных услуг. Комитет предлагает пересмотреть положения законопроекта и сосредоточиться на развитии рыночных механизмов через внедрение общих стандартов.
Источник: www.interfax.ru