
Чтобы освоить язык подобно ChatGPT, человеку потребовалось бы 92 000 лет! Несмотря на способность машин мгновенно анализировать гигантские массивы данных, в изучении родной речи малыши легко обходят искусственный интеллект.
Новаторская работа профессора Кэролайн Роуленд из Института психолингвистики Макса Планка предлагает свежий взгляд на этот детский феномен.
Современные технологии — отслеживание взгляда и речевые алгоритмы — позволили ученым в мельчайших деталях наблюдать взаимодействие детей с окружающим миром и близкими.
Но хотя методы сбора данных стремительно эволюционируют, теории, объясняющие превращение информации в полноценный язык, еще не достигли такого же прогресса.
Новая концепция ликвидирует этот разрыв. Синтезируя знания из компьютерных наук, лингвистики, нейробиологии и психологии, эксперты обнаружили: секрет успеха детей — не в объеме данных, а в уникальном подходе к обучению.
В отличие от пассивного усвоения текста машинами, дети познают язык через активное развитие, подпитываемое их социальными навыками, мышлением и двигательной активностью.
Малыши задействуют все органы чувств — слух, зрение, осязание — исследуя мир и формируя словарный запас. Окружение дарит им поток синхронных подсказок, расшифровывающих законы языка. Вместо пассивного ожидания знания дети творят возможности для учебы через движение.
«ИИ обрабатывают информацию, а дети её проживают! — подчеркивает Роуленд. — Их обучение телесно, интерактивно и погружено в социальный контекст. Они жадно познают мир: трогают предметы, тянутся к ярким игрушкам, указывают на интересное. Именно так они достигают лингвистического чуда».
Эти идеи меняют не только педагогику — они открывают перспективы для создания ИИ, изучения взрослой речи и даже понимания эволюции языка.
«Разработчикам ИИ стоит учиться у младенцев! — уверена Роуленд. — Чтобы машины освоили язык по-человечески, нужно пересмотреть сами принципы их проектирования».
Источник: scientificrussia.ru