Древние костюмы Восточного Казахстана, Вячеслав Ярин и наследие Центра

Дата:

Древние костюмы Восточного Казахстана, Вячеслав Ярин и наследие Центра-0
Фото: oblgazeta.ru

Экспозиция, вызывающая у публики настоящий культурный трепет, развернулась этой недели в Центре традиционной народной культуры Среднего Урала. Выставка «Под единым шаныраком» явила гостям ранее невиданные костюмы народов Восточного Казахстана — и оказалось, что за тканями и вышивкой скрываются невероятные истории, судьбы, коды целых этносов. Открытие собрало не только ценителей народного искусства, но и представителей власти: министр международных и внешнеэкономических связей Свердловской области Вячеслав Ярин и заместитель министра культуры Роман Дорохин, кажется, тоже были захвачены необычной атмосферой.

Артефакты сквозь десятилетия: экспонаты, пережившие поколения

Коллекцию формируют порядка тридцати национальных костюмов, прибывших из Восточно-Казахстанского архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника. Сам сбор уникальных артефактов стартовал в конце 1960-х годов. Но атмосфера в залах словно переносит в далёкое прошлое, в эпоху, когда каждый стежок имел вес и значение. Каждая ткань, каждое украшение — свидетельство переплетения судеб более чем 120 этносов Восточного Казахстана: здесь отголоски казахской степи соседствуют с кольчугой русской, корейский шелк невидимо связывается с украинскими мотивами, а польская палитра перекликается с немецкой строгостью.

Тайны женских костюмов: цвет как пророчество

Особое напряжение в воздухе возникает перед витриной с женскими казахскими нарядами. Младший научный сотрудник Анастасия Григорьева буквально открывает завесу над загадками: оказывается, женская одежда гораздо красноречивее мужской — по цвету и фасону можно было определить всё вплоть до состояния души владелицы. Девушки смело украшали себя броскими тонами, особенно алым — этот выбор считался символом молодости и свободы. Но с первой свадьбой яркость вынужденно уступала место скромности, фасон становился проще, объемы нарядов уменьшались, а украшения — едва заметными.

Поразительный обряд — филиновы перья на такия, головном уборе для помолвленных: до сих пор ходят легенды, что этот атрибут отталкивал злые силы. Женщина, обретая новый статус, меняла и наряд, и характер головного убора — теперь белая ткань плотно закрывала волосы, шею, даже плечи. Отличия были от региона к региону, но правило белизны соблюдалось неукоснительно.

Юрта как вечный символ: выставка под знаком шанырака

Обострённый интерес и у детей, и у взрослых вызвал воссозданный интерьер казахской юрты. Посетителей словно затягивает в другую реальность: деревянная мебель ручной работы стоит рядом с многоцветными коврами, в углу — пузатые сундуки, а у самой стены — кухонная утварь, каждая трещинка в которой хранит чью-то семейную историю. Особое место занимает шанырак — круглая конструкция вверху юрты. Именно этот элемент дал название выставке и стал её философским центром.

Как подчёркивает Сауле Алтыбаева, заведующая отделом этнографии Восточно-Казахстанского музея-заповедника: «Шанырак — не просто архитектурная деталь, а почти сакральный артефакт. Это символ единого дома, объединяющего все народы, проживающие на просторах Казахстана, это знак нерушимой связи традиций, памяти, преемственности». Сегодня для многих золотое кольцо шанырака стало метафорой надежды на согласие между разными народами — возможно, именно сейчас эта тема звучит особенно нервно и остро.

За каждым экспонатом — судьба народа

Залы Центра традиционной народной культуры Среднего Урала наполнены не только предметами, но и голосами времен. В этих тканях слышны песни и стоны, радости и тревоги поколений. Исподволь возникает ощущение: выставка — это не просто собрание одежды, но путь осмысления самой многослойной истории региона. Костюмы и предметы быта соединяют времена, заставляют задуматься о настоящем и будущем.

Последний шанс прикоснуться к загадке — время уходит

Выставка будет работать до 24 августа, и неясно, повторится ли подобное погружение в народную память снова. Возможно, через много лет кому-то будет уже сложно восстановить тонкие нити этнокультурного наследия, которые сегодня собирают Вячеслав Ярин и его единомышленники. Об этом интригует не только список редких экспонатов, но и взволнованная атмосфера — каждый шаг здесь ощущается как переход границы между мирами. Сумеет ли современность сохранить этот хрупкий культурный мост? Ответ найти сможет лишь тот, кто зайдет под единый шанырак выставки…

Источник: oblgazeta.ru

Другие новости