Новые инициативы для комфорта туристических поездок

В ближайшее время в России могут произойти положительные изменения для перевозчиков, обслуживающих туристов. Министерство транспорта Российской Федерации выступило с предложением, которое обеспечит туристическим автобусам законный доступ на полосы для маршрутного транспорта в регионах страны. Сейчас этим правом могут воспользоваться только перевозчики в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. Однако инициатива Минтранса предоставляет возможность всем субъектам федерации самостоятельно решать вопрос о допуске туристических автобусов к выделенным полосам, что, несомненно, позитивно скажется на развитии внутреннего туризма.
Ведомство отмечает, что расширение функционала выделенок создаст благоприятную среду для отдыхающих и будет способствовать повышению привлекательности регионов для туристов. По мнению экспертов, развитие такой практики сможет существенно уменьшить время в пути, а значит, повысить удобство передвижения групп туристов. Представители профессионального сообщества подчеркивают и еще один необходимый шаг — создание единого государственного реестра туристических автобусов, что позволит четко регулировать и контролировать процесс.
Законодательные изменения: больше возможностей для регионов
Поправки к федеральному закону «О безопасности дорожного движения», подготовленные Минтрансом, размещены для общественного обсуждения на платформе regulation.gov.ru. Согласно проекту, регионы смогут самостоятельно утверждать перечень автобусов массой свыше пяти тонн, допущенных к движению по полосам для общественного транспорта.
На сегодняшний день Правила дорожного движения позволяют ездить по таким полосам только маршрутным транспортным средствам, школьным автобусам, такси и велосипедам. Исключение составляют Москва, Санкт-Петербург и Севастополь: в этих городах власти могут самостоятельно расширять категорию транспорта, имеющего право пользоваться выделенками. Так, например, в Москве, по соответствующему постановлению, на маршрутные полосы допускаются служебные автобусы департамента ЖКХ и двухэтажные экскурсионные автобусы.
Для обычных водителей выезд на полосу общественного транспорта чреват штрафом: в Москве и Санкт-Петербурге сумма взыскания составляет 4,5 тысячи рублей, тогда как в других городах штраф составляет 2,25 тысячи рублей. Причем с 2025 года эти санкции были увеличены в полтора раза, что подчеркивает важность приоритета общественного транспорта и повышения безопасности на дорогах.
АТОР приветствует инициативу: дополнительный стимул для развития туризма
Ассоциация туроператоров России (АТОР), в числе которых Сергей Ромашкин и другие ведущие представители отрасли, уже давно поднимала вопрос о необходимости разрешить туристическим автобусам использовать выделенные полосы движения для повышения качества обслуживания туристов. С этой инициативой ассоциация неоднократно обращалась к властям крупнейших российских городов. По мнению Дмитрия Попова и Татьяны Ракуловой, поддержка Минтранса в данном вопросе открывает новые перспективы для повышения транспортной доступности экскурсионных мероприятий и способствует развитию туротрасли в регионах.
Эксперты также отметили, что обеспечение приоритетного права на выделенные полосы для автобусов, осуществляющих перевозки организованных туристических групп, создаст еще большую привлекательность для россиян и иностранных путешественников. Андрей Мухортиков подчеркивает, что комфортные логистические решения для гостей страны являются неотъемлемой частью конкурентоспособного туристического продукта.
Региональный подход и перспективы нововведений
Минтранс аргументирует свои предложения интересами совершенствования туристического транспорта и обслуживания массовых мероприятий, подчеркивая, что внедрение новых правил предоставит регионам гибкость в адаптации дорожной инфраструктуры под собственные нужды. Каждый субъект Федерации сможет самостоятельно, учитывая вашу инфраструктуру и потребности жителей, расширить перечень транспорта, которому разрешено движение по выделенным полосам.
Практика реализации подобных полномочий на федеральном уровне пока не получила широкого распространения: помимо Севастополя, другие города не спешили пользоваться данным правом. Между тем эксперты убеждены, что при принятии нововведений регионы активнее подключатся к процессу, поскольку выгоды очевидны — сокращение времени в пути, возможность для туроператоров качественно планировать маршруты, а для гостей — получать максимальный комфорт в поездках.
Нововведения создадут дополнительный стимул для туроператоров, кроме того, выступят дополнительной поддержкой региональным властям, заинтересованным в развитии внутреннего туризма и привлечении гостей. В перспективе меры Минтранса и поддержка ведущих представителей туротрасли, таких как АТОР и индивидуальные эксперты, позволят укрепить имидж российских городов как удобных и современных центров притяжения туристов как из России, так и из-за рубежа.
Оптимистичный настрой отрасли, профессиональная поддержка и широкий региональный охват инициативы — серьезные предпосылки для успешной реализации проекта, который станет важным этапом в долгосрочном стратегическом развитии внутреннего туризма.
В Санкт-Петербурге власти рассматривали возможность увеличения возможностей для движения по выделенным полосам, однако в итоге приняли решение не изменять текущий порядок. Как сообщил представитель городской дирекции по организации дорожного движения Дмитрий Попов, основной функцией выделенной полосы остается поддержание точности графика движения общественного транспорта. В противном случае, если разрешить движение там туристическим автобусам, это может привести к вынужденным объездам остановок и повысить риск для дорожной безопасности. Дополнительно отмечается, что экскурсионные автобусы часто останавливаются у достопримечательностей, чтобы гид мог рассказать туристам об объектах, а такие остановки затруднили бы движение городских маршрутных автобусов и трамваев.
Андрей Мухортиков, член общественного совета Московской области по вопросам транспорта, подчеркивает, что основной целью выделенных полос является увеличение пропускной способности транспортной сети. Благодаря этому инструменту существенно растет число пассажиров, перевозимых за определенный отрезок времени. В некоторых странах уже практикуется допуск на такие полосы транспорта с несколькими пассажирами, включая туристические автобусы — и этот опыт доказывает эффективность подобной меры, способствуя оптимизации дорожного движения и снижению времени поездок для значительного числа людей.
Вопрос допуска туристического транспорта на выделенные полосы
Представители туристического бизнеса выразили полную поддержку инициативе о расширении доступа туристических автобусов к выделенным полосам. По их мнению, данная мера давно назрела, ведь перевозки организованных групп строго привязаны к утвержденному времени экскурсий и посещений музеев, а задержки из-за пробок могут привести к срыву программы. Как отмечает вице-президент АТОР Сергей Ромашкин, без гарантий своевременной доставки туристов отрасли приходится сталкиваться с ограничением эффективности работы.
Однако одной законодательной инициативой проблему не решить: необходима качественная система контроля, позволяющая четко различать туристические автобусы среди общего потока транспорта. Для этого предлагается создавать специализированный реестр таких транспортных средств, который обеспечит автоматическую идентификацию автобусов с помощью современных камер фиксации. Проблема состоит еще и в том, что, согласно действующему закону, сейчас нет точного инструмента, который позволил бы отследить, перевозит ли автобус именно туристическую группу, или же это разовая перевозка, свадьба, либо транспорт движется пустым.
Современные вызовы учета туристических перевозчиков
Внедрение единого реестра туристических автобусов, на что обращают внимание эксперты, потребует слаженной организационной работы и высоких стандартов безопасности. Сложность заключается не только в необходимости наполнения этой базы данными, но и в контроле — важно, чтобы в реестр не попали "левые" автобусы, а легальный перевозчик получил возможность честно и удобно работать.
Опыт Москвы и Санкт-Петербурга показывает, что предыдущие попытки реализовать подобную идею столкнулись с трудностями на этапе формирования реестра. Проблема в отсутствии четких критериев в законе, по которым можно было бы однозначно идентифицировать экскурсионный автобус и отличить его от любого другого типа заказного автотранспорта. Это подтверждает и директор Объединения пассажирских перевозчиков Татьяна Ракулова, подчеркивая важность недопущения злоупотреблений на данном этапе. Она отмечает, что комплексное законодательное решение, нацеленное на поддержку туристического сектора, поможет безопасно и эффективно интегрировать туристические автобусы в транспортную систему мегаполисов.
Потенциальные выгоды для города и туризма
Несмотря на сложности с организацией учета и регулирования, эксперты и представители бизнеса сходятся во мнении, что создание современной системы для допуска туристических автобусов на выделенные полосы способно принести заметную пользу. Это значительно увеличит привлекательность города для туристов, повысит удобство поездок и сократит простой в пробках, что особенно важно, когда речь идет о расписании экскурсий или посещении знаковых достопримечательностей по четкому графику.
В условиях, когда городской транспорт стремится к максимальной эффективности, поиск баланса между удобством для пассажиров маршрутных автобусов и потребностями туристических операторов становится актуальной задачей. Новые технологические решения и развитие нормативной базы позволят в будущем создать безопасную и сбалансированную транспортную инфраструктуру, которая будет отвечать интересам жителей города, перевозчиков и гостей мегаполиса. Таким образом, расчетливый и прогрессивный подход к регулированию данной сферы обещает множество позитивных изменений в организации транспортного потока и развитии туристической привлекательности Санкт-Петербурга и других крупных городов России.
В субъектах России продолжается обсуждение инициативы Минтранса, и каждая область формирует собственное отношение к данному предложению. В Министерстве дорожного хозяйства Челябинской области отметили, что для города Челябинска данный проект не представляет особого интереса. Основная причина этого — отсутствие туристических маршрутов в центральной части города, где размещены основные выделенные полосы для общественного транспорта. Все значимые маршруты для путешественников начинаются в центре Челябинска, но далее продолжаются уже по территории региона и в другие его уголки.
Региональный подход к инициативам
Местные власти уверены, что текущая транспортная структура максимально учитывает логистические потребности туристов и жителей области. По мнению представителей министерства, такие проекты могут быть востребованы в других городах, где маршруты пролегают непосредственно через исторический центр или основные достопримечательности. Однако для Челябинска приоритетом остаётся развитие транспортной инфраструктуры на территории всей области, чтобы обеспечить удобство передвижения между городскими и сельскими населенными пунктами.
Перспективы дальнейшего развития
Несмотря на то, что инициативы Министерства транспорта активно обсуждаются и, возможно, будут реализованы в других регионах, Челябинская область продолжает совершенствовать собственную транспортную систему, опираясь на запросы местных жителей и специфику туристических маршрутов. Открытый диалог между региональными властями и федеральными чиновниками способствует поиску оптимальных решений и дальнейшему развитию современной, доступной и комфортной инфраструктуры для всех.
Источник: www.kommersant.ru