Комфорт на любой дороге

Южно-Уральский государственный университет (ЮУрГУ) разработал передовой метод улучшения плавности движения автомобилей. Применение нейронных сетей позволяет эффективно управлять адаптивными амортизаторами, обеспечивая беспрецедентный уровень ездового комфорта.
Превосходство адаптивных систем
Современные автовладельцы все чаще выбирают автомобили с регулируемой подвеской. Такие системы автоматически подстраиваются под дорожное покрытие, заметно повышая плавность хода, управляемость, устойчивость и безопасность транспортного средства.
Перспективные активные амортизаторы
Особый интерес представляют активные адаптивные амортизаторы, оборудованные встроенным источником энергии. Эта технология позволяет практически полностью гасить нежелательные колебания кузова при движении автомобиля.
Вызовы управления
Как отмечают ученые, текущие системы управления адаптивными амортизаторами не раскрывают их полный потенциал. Упрощенные алгоритмы, основанные на идеализированных моделях, ограничивают эффективность.
Декан автотранспортного факультета ЮУрГУ Юрий Рождественский поясняет: "Активный амортизатор — сложная техническая система с нелинейными характеристиками и эффектом гистерезиса. Основная сложность управления заключается в том, что требуемые значения сил можно достигнуть разными воздействиями на исполнительные элементы".
Нейросетевой прорыв
Исследователи из ЮУрГУ разработали алгоритм на основе искусственных нейронных сетей, способных моделировать сложные объекты с высокой точностью. Обучение сети проводилось на экспериментальных данных, охватывающих все режимы работы амортизатора, а использованная архитектура учитывает временные зависимости для снижения ошибок управления.
Ассистент кафедры "Автомобильный транспорт" Александр Алюков подчеркивает: "Наш алгоритм интегрирует нейросеть с пропорционально-интегрально-дифференциальными регуляторами, настроенными эволюционными методами. Тесты на типовых и экстремальных режимах демонстрируют высокую эффективность решения".
Экологичное будущее и мировые перспективы
Учитывая значительное энергопотребление активных амортизаторов, их оптимальное применение — в подвесках электромобилей и гибридов. Сегодня научная команда ЮУрГУ под руководством профессора Анатолия Дубровского развивает это направление, сотрудничая с ведущими исследовательскими центрами Германии, Испании и США.
Изображение: lello4d/Фотобанк RU.123.RF
Источник: scientificrussia.ru