Спектакль Петра Шерешевского в Театре «Шалом» предлагает новый взгляд на Чехова

Дата:

Премьера «Трёх» Петра Шерешевского из Камерного театра Малыщицкого

Узнаваемые литературные образы перемешаны в спектакле с приметами родного быта
Фото: kommersant.ru

В Москве с большим успехом прошёл фестиваль искусств «Горький+», одним из центральных событий которого стало выступление творческого коллектива Камерного театра Малыщицкого из Санкт-Петербурга. На камерной сцене Театра «Шалом» на Новослободской был показан необычный спектакль «Три» под авторством режиссера Петра Шерешевского. Постановка переосмысливает знаменитую чеховскую пьесу «Три сестры», перенося персонажей в современную пандемийную действительность и напоминая зрителям о неуловимом счастье в обыденности.

Фестиваль «Горький+»: традиции и новаторство

Фестиваль «Горький+» в этом году собрал любителей искусства сразу в трёх городах, связанных с Максимом Горьким – Казани, Нижнем Новгороде и столице. Уже традиционно организаторы делают акцент на актуальном диалоге между классическим литературным наследием и нашей эпохой. Особое место в новом сезоне фестиваля заняли произведения Антона Чехова. Неудивительно, что истинным украшением программы стал спектакль «Три» от Петра Шерешевского, а также постановка «Вишнёвый сад» Антона Фёдорова из Камерного театра Воронежа, который успел полюбиться зрителям из разных городов.

«Три»: Чехов вне времени и пространства

Проект Петра Шерешевского «Три» не является прямым прочтением классической пьесы. Основываясь лишь на мотивах «Трёх сестёр», Шерешевский вместе с артистами создает новый, яркий авторский текст под псевдонимом Семен Саксеев, органично перенося сюжет в наши дни. Героини здесь — не сёстры, а три подруги, которые делят комнаты в петербургской коммунальной квартире, хозяйничает в которой обаятельный «дядя Ваня» Чебутыкин, роль которого исполняет Геннадий Алимпиев.

Ольга (Надежда Черных) ведёт онлайн-лекции по истории искусств, Ирина (Светлана Грунина), психолог по профессии, оказывается перед непростым выбором между спокойным айтишником Николаем (Владислав Мезенин) и дерзким перформанс-художником Солти (Алексей Кормилкин). Маша (Татьяна Ишматова) не устояла перед чувствами к бывшему однокласснику Саше (Антон Падерин), а их сосед Андрей (Иван Вальберг) объединяет свою судьбу с поэтессой-графоманкой Наташей (Полина Диндиенко), родом из Таганрога, символичного для поклонников Чехова города. В этой версии бессмертные образы получают современное звучание, а хорошо знакомые зрителям ситуации раскрываются под новым углом.

Новые краски любимых персонажей

Особое очарование постановке придаёт тонкая работа с характерами героев. Глубоко прочувствованный и эмоциональный образ Фёдора, супруга Маши, в воплощении Александра Худякова, поражает своей драматичностью и искренностью. Одна из самых ярких сцен — его незабываемая истерика, напоминающая лучшие моменты отечественного кинематографа и вызывающая у зрителя одновременно улыбку и сочувствие.

Авторское переосмысление классики наполняет каждую сцену жизнью сегодняшнего дня — спектакль начинается с онлайн-лекции о постмодернизме, что мгновенно задаёт нужный тон. Атмосфера постановки создаёт ощущение погружения в необыкновенно честный и человечный разговор о поиске себя, разочарованиях, любви и, конечно, иронии судьбы. В постановке гармонично соединились тонкий юмор и размышления о вечных человеческих вопросах, благодаря чему спектакль получился лёгким, но глубоким, современным и энергичным.

Стоит отметить, что и остальные артисты труппы — Антон Падерин, Иван Вальберг, Полина Диндиенко — подарили свои роли новыми оттенками. Персонажи спектакля всем своим существованием доказывают: время не властно над человеческими переживаниями и мечтами, и именно это делает переосмысленную классику по-настоящему близкой зрителю.

Настоящий праздник для театралов

Участие в фестивале искусства, такого как «Горький+», для любого театра — высокая награда и признание, а для Московского зрителя — редкая возможность увидеть лучшие региональные постановки в исполнении ведущих российских режиссёров и актёров. Творческий эксперимент Петра Шерешевского и его коллег был встречен с энтузиазмом: зрители не только оценили яркую игру актеров, таких как Надежда Лопардина, но и погрузились в светлую ностальгию по «несовершенному счастью». Тёплая атмосфера, необычная постановка и великолепный актёрский ансамбль ещё раз доказали — классика жива и актуальна, пока она вдохновляет на новые поиски и смелые интерпретации.

Современное искусство уже давно отказалось от привычных канонов, и сегодня театр — не исключение. Наполненный цитатами и множеством интерпретаций, он становится настоящей лабораторией эмоций. Ольга в спектакле открывает еще одну важную тему — постмодернизм здесь представлен как исследование «израненного, надломленного сознания». Персонажи наделены своими личными драмами и душевными шрамами: у каждого — свои переживания, связанные с детской встречей со смертью, травлями или нездоровыми отношениями. В атмосфере искренности герои откровенничают так же, как клиенты перед психотерапевтом, помогая зрительному залу почувствовать невероятную близость к происходящему на сцене.

Открытость пространства и души

Надежда Лопардина создала сценографию, идеально отражающую ощущение «жизни на ладони». Декорации условно делят сцену на небольшие пространства с минималистичной мебелью, где отсутствуют стены и перегородки, а двери существуют только в виде пустых рам. Актеры ритуально «открывают» и «закрывают» эти невидимые двери, подчеркивая символику уязвимости и доступности внутреннего мира каждого героя. В результате складывается ощущение, что между сценой и зрительным залом стираются все границы, что рождает невероятный эффект сопричастности.

Перед труппой стоит незаурядная задача — не просто воспроизводить заранее прочерченную траекторию персонажа, а по-настоящему проживать каждую сцену «здесь и сейчас». В их жизни на сцене много бытовых деталей: кто-то заваривает чай, кто-то неспешно ест пиццу, моет посуду или наполняет бокалы. На этом фоне возникают интеллигентские беседы, которые охватывают и Кейджа, и Пендерецкого, и Уэльбека, и даже Пикассо.

Текст спектакля буквально усеян намеками к событиям и фигурам мировой и отечественной культуры. Публика ловит эти цитаты с азартом и веселым смехом узнавания — так проявляется тонкая игра на выявление «своих» по знанию культурного кода. Особенно примечателен момент, когда подруги с напускной театральностью цитируют знаменитые строки из «Трех сестер», но Наташа из Таганрога не может продолжить — наглядно проявляется чуждость или непроходимый разрыв поколений, сред и прошлых опытов.

Традиция как дом, из которого нельзя уйти

В спектакле культурная традиция играет роль не декорации, а живой основы, источника, на котором строится всё существование героев. Это не только великое наследие русской литературы, но и фильм «Ирония судьбы», ставший подлинной эмоциональной платформой для многих поколений. Маша и Саша в одной из сцен смотрят этот фильм накануне расставания, словно заново переживая главные эмоции народа, который по-прежнему ищет себя через культовые образы.

Пожалуй, ни один спектакль, поставленный Шерешевским, не обходится без Нового года. Эта тема звучит особенно ярко — ведь Новый год часто становится символической точкой отсчета, национальной опорой и неотъемлемой частью общего мифа. В последнем акте герои собираются проводить 2021 и вступить в 2022 год с надеждой на лучшее, с облегчением после трудных пандемийных времен, с наивной детской верой, что теперь всё будет по-новому.

Ирония и узнавание: театр как зеркало жизни

Но зритель уже знает чуть больше героев. Мы-то прекрасно понимаем: перемены не всегда ведут к благополучию, белая полоса не обязательно следует за черной, и после локдауна жизнь становится только сложнее и многослойнее. В спектакле звучит известный анекдот про «жизнь-зебру», который тут обретает дополнительный философский смысл: наше бытие состоит из полос, и не всегда впереди ждет легкость.

Тем не менее, несмотря на всю драматичность и откровенность, в спектакле присутствует мощный оптимистический заряд. Постмодернистская игра с веками, культурными кодами и личными историческими травмами не превращается в уныние либо безысходность. Напротив, через проговаривание уязвимости герои обретают силы двигаться дальше, а зрители находят в их историях свои созвучия и внутренние опоры.

В итоге спектакль становится не только местом встречи различных культурных пластов, но и своеобразной терапией для каждого, кто оказался в зале. Мир театра здесь — открытое пространство, в котором не страшно быть собой, вспоминать прошлое и надеяться на лучшее, невзирая ни на что. Остается только поверить, что даже самые темные времена непременно сменит светлая полоса — нужно лишь сохранить человечность и верность себе.

Волшебство последних минут

В самом конце, когда уже вот-вот зазвучат праздничные куранты, Ольга находит мгновение для того, чтобы произнести свой заключительный монолог. Под проникновенные мелодии Таривердиева её неспешная история о прогулке по заснеженным улицам от института до родного дома превращается в трогательное признание в любви Санкт-Петербургу. Этот город, неизменно прекрасный и вдохновляющий, всегда готов поддержать своих жителей, вселить уверенность и подарить ощущение надежды. За столетия Петербург выдержал немало испытаний, и его стойкость служит символом для каждого, кто сталкивается с трудностями: если он смог пройти через многое, значит, и мы способны преодолеть любые препятствия.

Петербург — город надежды и вдохновения

Лёгкие шаги по заснеженным тротуарам, искрящийся свет фонарей, тёплое чувство, возникающее в сердце при взгляде на знакомые улицы — всё это в её рассказе наполняется особым смыслом. Любовь к городу, о которой говорит Ольга, становится своеобразным оплотом для каждого слушателя. Петербург не только радует своей архитектурой и атмосферой, но и всегда готов подарить эмоциональную опору тем, кто в ней нуждается. Даже в самые сложные времена его красота напоминает о вечных ценностях, нежно поддерживая каждого, кто верит в лучшее. И нет сомнений, что перед лицом любых испытаний город и его жители найдут силы идти дальше, сохраняя оптимизм и веру в будущее.

Источник: www.kommersant.ru

Другие новости