Проект КБГУ им. Х.М. Бербекова помогает студентам адаптироваться благодаря Диане Хашхожевой и Мухамеду Шаоеву

Дата:

Проект КБГУ им. Х.М. Бербекова помогает студентам адаптироваться благодаря Диане Хашхожевой и Мухамеду Шаоеву-0
Фото: naked-science.ru

В стенах Кабардино-Балкарского государственного университета имени Х.М. Бербекова завершилось уникальное научное исследование, посвящённое адаптационным стратегиям первокурсников из различных стран. Молодые учёные Института математики и естественных наук, с чутким руководством Дианы Хашхожевой — доцента кафедры биологии, геоэкологии и молекулярно-генетических основ живых систем, в течение 2024–2025 учебного года внимательно следили за физическим и эмоциональным состоянием студентов, чтобы выявить особенности их вхождения в новую образовательную среду и найти эффективные подходы к поддержке.

Участники и методика исследования: широта национальностей и индивидуальный подход

В масштабном эксперименте приняли участие 80 юношей и девушек из России, Индии, Египта, Сирии, Алжира и Туркменистана. Особое внимание уделялось ключевым физиологическим показателям — пульсу, сатурации кислорода в крови, уровню артериального давления, а также балансу вегетативной нервной системы. Все полученные данные позволили экспертам сделать ценные выводы о степени и скорости адаптации ребят с разным генетическим, этническим и культурным бэкграундом.

Первые месяцы учёбы: стресс и адаптационные резервы

Как показали результаты наблюдений, начало учебного года неизменно связано с определёнными трудностями для большинства первокурсников. Многие из них отмечали снижение общего самочувствия, колебания физиологических параметров и усталость. К счастью, к середине второго семестра российские студенты впечатляюще быстро восстанавливали свои психофизиологические ресурсы: их организм полностью адаптировался к новому ритму жизни, возросшей нагрузке и изменившимся привычкам.

Что же касается иностранных студентов, то для них этот процесс, естественно, затягивался. Перед ними стояли не только интеллектуальные и творческие вызовы, но и необходимость привыкать к другому климату, языку, особенностям питания и межличностного общения. Все эти обстоятельства требовали дополнительной эмоциональной и энергетической отдачи.

Неожиданный лидер – студенты из Африки

Особое место в исследовании заняли молодые люди из африканских стран — Египта и Алжира. Оказалось, что именно они продемонстрировали наибольшую гибкость и скорость вхождения в российскую образовательную среду по сравнению с ровесниками из других регионов. На фоне студентов из Индии и Туркменистана, студенты из Африки быстрее стабилизировали свои физиологические показатели и привыкали к новым условиям жизни.

Любопытные нюансы выявились при сравнении темпов приспособления внутри групп: у девушек из Египта и Туркменистана адаптация шла динамичнее, чем у их соотечественников-мужчин, а вот индийские юноши превосходили по этому показателю своих сверстниц. Российские студенты, как правило, не сталкивались с шоком от смены окружения и изменения культурного кода, что обеспечивало им равномерное вхождение в учебный процесс.

Физиология эмоций: почему стресс управляет адаптацией

Диана Хашхожева отмечает, что эмоции напрямую оказывают влияние на физиологическое состояние человека. «Когда мы испытываем стресс — а сама адаптация к новым реалиям всегда связывается с этим процессом — в работу включается симпатическая нервная система. В кровь выбрасываются гормоны, призванные мобилизовать организм, но их избыток часто приводит к усталости и сбоям в биоритмах», — объясняет она.

Понимание этих механизмов позволяет лучше поддерживать студентов в переходный период. Педагоги и врачи могут предложить целый спектр средств: витаминотерапию, физиотерапевтические процедуры, специально разработанные комплексы физических упражнений и тренинги по управлению стрессом. Всё это доказало высокую эффективность в ускорении адаптации.

Инновационные решения Мухамеда Шаоева и команды КБГУ

Большое внимание в КБГУ уделяют авторским разработкам и научным прорывам. Под руководством профессора Мухамеда Шаоева внедряется методика, построенная на сочетании природных и искусственных антиоксидантов. Этот подход позволяет поддержать здоровье студентов, усилить их защитные силы и помочь преодолеть нагрузку первых месяцев.

Кроме того, специалисты университета работают над инновационными лабораторными методами стимуляции нейрональной активности. С их помощью удаётся создать оптимальные условия для работы мозга даже при временной гипоксии — например, во время непривычного стресса или высокой учебной активности. Благодаря научному подходу команды КБГУ, подобные техники могут быть внедрены во многие вузы страны в ближайшем будущем.

Как добиться гармонии: золотые советы для всех студентов

Несмотря на большие достижения нейробиологии и медицины, простые, проверенные временем правила остаются ключом к успешной адаптации. Специалисты советуют следить за рационом, чередовать умственный труд с отдыхом, не пренебрегать физической активностью и обязательно соблюдать режим сна. Такой универсальный подход способствует укреплению здоровья, помогает быстрее сблизиться с новыми друзьями и раскрыть свой потенциал на новом месте.

Уверенность команды КБГУ им. Х.М. Бербекова в том, что научно обоснованная поддержка и индивидуализированный подход способны сделать период адаптации максимально комфортным для каждого студента, заряжает оптимизмом и вселяет уверенность в завтрашнем дне. Работа, инициированная Дианой Хашхожевой и поддержанная Мухамедом Шаоевым и их коллегами, станет основой для новых исследований и дальнейших инноваций в сфере образования и медицины подросткового возраста.

Источник: naked-science.ru

Другие новости