Особенности грузоперевозок по железной дороге: приоритеты и проблемы

Дата:

Оптимизация перевозок различных видов грузов требует новых решений

Фото: kommersant.ru

Согласно расчетам Минтранса, сохранение приоритетных квот на железнодорожные перевозки угля в 2025 году может привести к недостаточному вывозу 14,3 млн тонн других важных грузов. Особенно существенное влияние это окажет на транспортировку черных металлов и контейнерных перевозок. В текущем году по аналогичной причине ожидается недовывоз 10,4 млн тонн различных грузов. Вопрос об объемах соглашений с угледобывающими регионами на 2025 год находится в стадии обсуждения.

Детальный анализ показывает, что в 2024 году из-за приоритета угольного экспорта в восточном направлении ожидается недовывоз 10,4 млн тонн других грузов. Это включает 5,5 млн тонн нефтепродуктов, 2,3 млн тонн черных металлов и 2,6 млн тонн прочих грузов. Для сравнения, в 2023 году этот показатель достигал 13,6 млн тонн, охватывая различные категории грузов, включая нефтепродукты, руды, черные металлы, лесоматериалы, удобрения, строительные материалы и зерновые грузы.

Прогноз на 2025 год указывает на потенциальный недовывоз 14,3 млн тонн грузов при сохранении текущих приоритетов. Наибольшие сложности ожидаются в сегменте контейнерных перевозок (3,5 млн тонн), черных металлов (4,1 млн тонн), удобрений (3,3 млн тонн), зерновых (1,6 млн тонн) и нефтепродуктов (200 тыс. тонн).

В настоящее время по действующим соглашениям осуществляется приоритетная транспортировка 99,3 млн тонн угля на восток, что составляет 60% от общего объема грузоперевозок на Восточном полигоне. При этом важно отметить, что доходность от перевозки неугольных грузов в 1,8 раза превышает показатели угольных перевозок.

Новые предложения включают заключение соглашения о гарантированных объемах угля с Кузбассом, а также увеличение перевозок из Новосибирской области в южном направлении до 1,5 млн тонн ежемесячно. Однако региональные власти Новосибирской области отмечают низкую рентабельность южного направления и выступают за сохранение восточных квот в объеме не менее 10 млн тонн.

Энергетический сектор поддерживает идею увеличения квот. Предлагается сохранить существующие объемы для регионов, уже имеющих квоты, и предоставить дополнительные квоты Новосибирской области. Общий планируемый объем квот может достичь 139 млн тонн.

Анализ статистики показывает, что за период с 2012 по 2024 год, несмотря на значительное развитие инфраструктуры, общая погрузка снизилась примерно на 120 млн тонн. При этом объемы перевозки угля выросли незначительно – всего на 5,5 млн тонн.

Данные за январь-ноябрь 2024 года демонстрируют снижение погрузки угля на экспорт в северо-западном направлении на 14,2% и на юг на 52,8%. Восточное направление показало рост на 4,4%, преимущественно за счет перевозок через приморские погранпереходы. Общая экспортная погрузка за этот период снизилась на северо-западе на 4,5%, на юге на 13,7%, при небольшом росте на Дальнем Востоке на 0,4%.

Источник:www.kommersant.ru

Другие новости