Модернизация системы штрафов для грузового транспорта

Дата:

Госдума поднимает штрафные санкции для пользователей «Платона»

Пункт взимания платы на въезде на платный участок трассы М4 «Дон»
Фото: kommersant.ru

Важный шаг в развитии транспортной отрасли — Госдума одобрила в первом чтении законопроект об увеличении штрафных санкций за неоплату проезда грузоперевозчиков по федеральным трассам. Новый размер штрафа составит 20 тыс. рублей вместо прежних 5 тыс. рублей. Это решение принимается параллельно с работой над усовершенствованием технической стороны системы — специалисты активно занимаются устранением сложностей, связанных с определением спутниковых координат транспорта. Министерство транспорта внимательно отслеживает ситуацию и уже отреагировало на увеличение числа обращений по поводу работы системы «Платон» за последние полтора месяца.

Законодательная инициатива по изменению статей 3.5 и 12.21.3 КоАП РФ была представлена правительством в декабре 2024 года. В настоящее время за движение грузовых автомобилей массой более 12 тонн по федеральным дорогам без оплаты предусмотрен штраф 5 тыс. рублей. Правительство выступило с предложением установить новый размер штрафа в 20 тыс. рублей, при этом планируется упростить систему наказаний, исключив отдельную статью за повторное нарушение, которая предусматривала штраф в 10 тыс. рублей.

Статистика показывает стабильный рост числа нарушений: если в 2019 году было зафиксировано около 1 млн постановлений по статье 12.21.3 КоАП, то к 2023 году эта цифра выросла до 1,5 млн. Ространснадзор также отмечает, что в 2023 году зарегистрировано 2,1 млн случаев, когда перевозчики оплачивали пробег более 820 км в сутки. Действующий тариф за проезд составлял 3,05 рубля за километр, что создавало ситуацию, когда водителям было экономически выгоднее оплачивать штраф, особенно учитывая возможность 50-процентной скидки при оплате в течение месяца. Дмитрий Зверев, заместитель министра транспорта РФ, подчеркнул, что система штрафов не обновлялась целое десятилетие.

Система «Платон», запущенная в ноябре 2015 года, представляет собой современный комплекс для сбора платы с грузовиков массой более 12 тонн. Технология работает на основе спутниковой навигации: специальные бортовые устройства фиксируют маршрут транспортного средства, а установленные вдоль дорог датчики собирают эти данные. В настоящее время действует тариф 3,34 рубля за километр, все собранные средства направляются на развитие дорожной инфраструктуры через Федеральный дорожный фонд.

Обсуждение законодательных изменений совпало с резонансной ситуацией, связанной с техническими неполадками системы «Платон» и необоснованными штрафами для транспортных компаний в южных регионах России. По информации от водителей большегрузов, их навигационное оборудование даёт серьезные сбои из-за влияния средств радиоэлектронной защиты. В результате транспортные средства могут виртуально «перемещаться» в самые неожиданные точки планеты — от Австралии до Исландии. Система в таких случаях либо регистрирует отключение устройства, либо фиксирует отклонение от заданного маршрута.

Представитель городского парламента Краснодара Александр Сафонов сообщил о многочисленных обращениях водителей, получивших необоснованные штрафы на внушительные суммы — от 200 до 300 тысяч рублей. Ситуация приобрела такой масштаб, что водители подготовили видеообращение к главе государства Владимиру Путину с просьбой разобраться в ситуации.

В ходе парламентских слушаний депутат Андрей Альшевских (ЕР) поднял вопрос о проблемах с помехами связи. Заместитель министра Дмитрий Зверев заверил, что ситуация находится под пристальным вниманием руководства Минтранса. Уже приняты конкретные меры: прекращена работа 31 контрольной рамки, а 10 пунктов переведены на специальный режим функционирования. Ространснадзор активно работает с обращениями — из поступивших 2,1 тысячи жалоб по 568 случаям штрафные санкции были отменены. Зверев подчеркнул оперативность отмены штрафов при подтверждении технических сбоев.

Депутат от КПРФ Вячеслав Мархаев выразил озабоченность относительно размеров штрафных санкций и отсутствия их привязки к инфляционным показателям. На это замминистра Зверев дал разъяснение о законодательных ограничениях по включению инфляционного коэффициента в КоАП, подчеркнув, что главная цель — не пополнение бюджета, а обеспечение соблюдения установленных правил.

Законопроект успешно прошел первое чтение, установлен двухнедельный срок для внесения поправок.

Министерство транспорта сообщает о постоянной работе с начала 2024 года совместно с Росавтодором и оператором системы над совершенствованием настроек для минимизации влияния помех на работу навигационного оборудования. Ведомство отмечает увеличение количества обращений от водителей за последние полтора месяца. Недавно состоялось специальное совещание на площадке оператора системы — компании «РТ-Инвест Транспортные системы», где было принято решение о создании специальной рабочей группы при Минтрансе для комплексного решения проблем с радиоэлектронными помехами.

Глава ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин занимает конструктивную позицию в вопросе регулирования транспортной отрасли. Он призывает к взвешенному подходу в применении штрафных санкций, особенно в ситуациях с техническими сбоями при передаче сигнала. «Необходимо выстроить сбалансированную систему взаимодействия с перевозчиками, где каждый случай потери сигнала будет рассматриваться индивидуально», — подчеркнул руководитель.

Эксперт транспортной отрасли убежден, что первоочередной задачей является совершенствование механизма контроля и устранение ошибок в системе штрафования. По его мнению, только после создания справедливой и прозрачной системы можно рассматривать вопрос об усилении ответственности участников рынка. «Мы стремимся к созданию благоприятных условий для всех добросовестных перевозчиков», — отметил представитель ассоциации.

Источник: www.kommersant.ru

Другие новости