
Роль Пьера Безухова Сергей Бондарчук взял на себя, совмещая режиссуру и актёрское мастерство.
<Фото: кадр из фильма. /p>
В 1965 году первые серии «Войны и мира» представили в Кремлёвском дворце. Хотя премьера для широкой публики состоялась позже, именно Московский кинофестиваль того же года сделал ленту знаменитой. Уже в 1966-м зрители выстраивались в очереди за билетами на дебютную часть — «Андрей Болконский».
История грандиозной экранизации
Идея советской версии романа Толстого родилась после выхода голливудской адаптации Кинга Видора в 1956 году. Первым кандидатом на пост режиссёра был Иван Пырьев, но проект утвердили только в 1961-м — под руководством Сергея Бондарчука, который также исполнил главную роль. Сценарий доверили талантливому Василию Соловьёву, а съёмки растянулись на шесть лет, полных творческих вызовов.
Музеи страны поддержали создателей, предоставив исторические артефакты для декораций. Костюмы шили на предприятиях по всей стране, точно воссоздавая эпоху Наполеоновских войн. Даже природа стала соавтором: легендарный дуб из романа нашли в подмосковной деревне, а ржаное поле «оживили» с помощью соломы, вручную вкопанной массовкой.
<Фото: кадр из фильма. /p>
Технологический прорыв в кино
Съёмки Батареи Раевского и горящей Москвы поражали размахом. Для эффекта живого боя использовали управляемые по проводам камеры — инновацию для того времени. 300-метровые тросы позволили снимать с высоты, а тщательно построенные декорации города были подожжены для максимальной достоверности.
Звёздный состав: поиски и открытия
Кастинг начали за пять лет до премьеры. Если Вячеслава Тихонова на роль Болконского рекомендовала министр культуры Екатерина Фурцева, то Людмила Савельева покорила Бондарчука не сразу. После отказов Гурченко и Малявиной её воплощение Наташи Ростовой стало эталонным.
<Фото: кадр из фильма. /p>
Сам режиссёр, играя Пьера Безухова, столкнулся с невероятными нагрузками. Во время срочного монтажа первой серии его сердце остановилось на несколько минут. «Это была клиническая смерть», — вспоминала супруга.
Признание и наследие
Фильм установил рекорд бюджета СССР — 8 млн рублей, но собрал 130 млн зрителей. «Оскар» и «Золотой глобус» в 1969-м, а также золотая медаль Московского кинофестиваля подтвердили: Бондарчук создал шедевр, который вдохновляет кинематографистов до сих пор.
Эмоции сквозь века
Критики отмечали, как точно картина передала не только события, но и дух эпохи. Зрители же видели в героях Тихонова, Савельевой и Бондарчука живых людей — с их страстями, сомнениями и надеждами.
<Фото: кадр из фильма. /p>
Источник: www.kp.ru