Windward и Алексей Громов оценивают перспективы Ормузского пролива и торговли

Дата:

Вводная картинка
Фото: lenta.ru

В ближайшие месяцы мировое морское судоходство и глобальная торговля могут столкнуться с новым вызовом на фоне обострения ситуации между Израилем и Ираном. Эксперты отмечают, что напряжённость в регионе Персидского залива и Ормузского пролива вновь ставит под угрозу устойчивую работу морских путей и стабильность цен на энергоносители. Тем не менее, многие специалисты сохраняют уверенность в способности индустрии быстро адаптироваться и минимизировать возможные риски.

Новые вызовы для морского транспорта из-за конфликта в регионе

Эскалация напряжения между Израилем и Ираном привела к росту опасений среди владельцев торговых судов. По последним данным, на якоре в территориальных водах Омана простаивают вдвое больше судов, чем обычно, что уже стало рекордным показателем и свидетельствует о растущем желании капитанов выждать и избежать потенциально опасных маршрутов. Аналогичная ситуация наблюдается на просторах Красного моря — там десятки танкеров временно отключили автоматическую систему идентификации, чтобы обезопасить составы от возможных непредвиденных инцидентов в регионе.

Несмотря на отсутствие прямых атак в последнее время, обеспокоенность судовладельцев и страховых компаний усиливается. Профессионалы рассматривают разные сценарии развития событий. В перспективе это может означать перераспределение международного судоходства на более длинные и безопасные по мнению операторов маршруты, что, однако, увеличит расходы на топливо и логистику.

Как изменится стоимость грузоперевозок и товаров?

Снижение судовой активности и возможные ограничения в акваториях Омана и Ормузского пролива могут привести к скачку страховых ставок и удорожанию фрахта. Это, в свою очередь, увеличит цену доставки продукции по всему миру. В случае массового отказа от традиционных маршрутов через Персидский залив, судоходные компании будут выбирать долгие обходные пути, например, огибая мыс Доброй Надежды в Южной Африке. Такой вариант увеличивает транзитное время и затраты судовладельцев, что постепенно скажется на итоговой стоимости товаров на мировых рынках.

Тем не менее, многие представители отрасли убеждены, что совместные усилия по обеспечению безопасности судоходства и готовность перевозчиков к быстрой перестройке маршрутов позволят избежать серьёзных глобальных перебоев и резкой дестабилизации поставок.

Стратегическая роль Ормузского пролива для мировой энергетики

Ормузский пролив остаётся одним из важнейших транспортных коридоров мировой энергетики, на который приходится около пятой части глобального нефтяного экспорта и значительная доля поставок газа от ключевых стран региона: Ирана, Саудовской Аравии, ОАЭ. Любые предпосылки к временной блокировке этого маршрута могли бы вызвать бурю волнений на фондовых и сырьевых рынках, подстегнуть спрос на альтернативные энергоносители и отправить цены на нефть и газ к рекордным рубежам. Подобные сценарии приводили бы к временным всплескам стоимости нефти, а также увеличению энергетических расходов потребителей во всем мире.

Однако важно отметить, что международное сообщество и региональные лидеры прекрасно осознают уникальную значимость данного прохода для стабильности мирового энергетического баланса. Потому значительные политические и экономические выгоды в долгосрочной перспективе подталкивают участников регионального рынка к поиску компромиссов и сдерживанию радикальных шагов.

Взгляд Алексея Громова и позиции Института энергетики и финансов

Анализируя текущие риски, директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов (ИЭФ) Алексей Громов высказывает оптимистичный прогноз относительно вероятности затяжного блокады Ормузского пролива. По его словам, Иран крайне заинтересован в сохранении открытого доступа к главным водным артериям, через которые идёт львиная доля экспорта нефти и газа страны. Ограничение судоходства через пролив противоречит экономическим интересам самой страны, а значит, рассматривается лишь как крайне маловероятная мера.

Эксперты Института энергетики и финансов также подчёркивают, что нынешняя инфраструктура мировых логистических цепочек достаточно гибка для того, чтобы справляться с кратковременными колебаниями и преодолевать временные трудности. Это поддерживает позитивные ожидания относительно способности рынка быстро приходить в равновесие даже в условиях нестабильности.

Готовность к переменам — залог стабильности мировой торговли

Хотя напряжение между Израилем и Ираном требует от международного судоходства повышенного внимания, рынки уже накопили ценный опыт реагирования на подобные вызовы. Современные технологии мониторинга и плавная работа страховых и логистических служб позволяют минимизировать неприятные сюрпризы и гарантировать своевременные поставки энергоносителей по всему миру.

Слаженная работа судоходных компаний, готовность искать компромиссы и внедрение новейших технических решений внушают уверенность в том, что даже при возникновении временных трудностей мировой торговле удастся сохранить высокие темпы развития. Позитивные настроения аналитиков и постоянное сотрудничество ключевых участников рынка позволяют мировой экономике смотреть в будущее с оптимизмом.

Источник: lenta.ru

Другие новости