
19 июня на Петербургском международном экономическом форуме 2025 года заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта и промышленности Максим Ликсутов поделился видением, как появление высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ-1) между Москвой и Санкт-Петербургом сможет кардинально преобразить транспортную инфраструктуру, бизнес-климат и туристический поток между крупнейшими городами страны.
ВСМ-1 как ключ к новому этапу транспортной мобильности
Максим Ликсутов подчеркнул, что запуск ВСМ-1 станет своеобразной точкой отсчета для формирования принципиально новой транспортной реальности. По его словам, уже через несколько лет для жителей столицы или Санкт-Петербурга станет привычной идеей спонтанной поездки в другой город всего на пару часов — например, чтобы посетить культурные мероприятия, встретиться с друзьями или провести выходные в новых локациях.
«Едешь на метро, смотришь на Ленинградский вокзал — и всерьёз задумываешься: а почему бы не сгонять на спектакль в Петербург или пообедать в Великом Новгороде? Такая возможность станет частью повседневной жизни», — отметил Ликсутов с уверенным оптимизмом, прогнозируя резкий рост туристических поездок между регионами.
Перемены в бизнес-среде и новые горизонты для регионов
Высокоскоростная магистраль способна не только сделать туризм более доступным, но и существенно повлиять на ведение бизнеса в России. Максим Ликсутов уверен: с запуском ВСМ-1 компаниям будет проще размещать представительства и филиалы за пределами двух столиц — например, в Твери или Великом Новгороде, ведь время в пути сократится, а логистика станет максимально эффективной.
«ВСМ-1 стимулирует новый взгляд на развитие бизнеса. Региональные компании окажутся ближе к мегаполисам, а сами крупные города обретут новые возможности для роста», — поделился своими мыслями заместитель мэра Москвы.
Мнения экспертов: вклад Сапсанов и дальнейшие перспективы ВСМ-1
Тем не менее, глава Союза пассажиров России Кирилл Янков высказывает более сдержанную точку зрения. Он согласен, что ВСМ-1 приведет к разгрузке существующих железнодорожных линий, облегчая передвижение пригородного электроподвижного состава и грузовых поездов. Однако, по мнению Янкова, уже сейчас пассажирские поезда «Сапсан» значительно повлияли на развитие межрегиональных контактов как в бизнесе, так и в туризме.
Эксперт напомнил: раньше курсировали поезда, преодолевавшие расстояние между Москвой и Санкт-Петербургом за четыре с половиной часа, однако их количество было весьма ограниченным. После появления «Сапсанов», которые ходят регулярно и быстро, ситуация коренным образом изменилась — поток увеличился, путешествия стали удобнее и доступнее, а деловые связи — плотнее. Янков считает, что дальнейший эффект от запуска ВСМ-1, безусловно, будет, однако уже знакомый маршрут не даст настолько заметного скачка, как, например, потенциальная ветка ВСМ Москва—Казань, где время в пути могло бы снизиться втрое.
«Сегодня между мегаполисами курсируют десятки «Сапсанов» — ими часто и с удовольствием пользуются люди. Да, ВСМ-1 позволит доехать чуть быстрее, но для экономики масштабного скачка не произойдет», — комментирует Янков.
Новые возможности для россиян: скорость, комфорт, перспективы
Несмотря на определенный скептицизм, планы по развитию ВСМ-1 вызывают явный интерес и одобрение у широкой общественности. Ведь если сейчас скоростные «Сапсаны» проходят путь между Москвой и Петербургом в среднем за 3,5-4 часа, то поезда на новой магистрали смогут преодолеть тот же маршрут за рекордные 2 часа 15 минут. Это практически вдвое быстрее нынешних показателей и позволит сделать рабочие поездки, деловые переговоры или культурный досуг максимально доступными и комфортными для миллионов россиян.
Государство уже озвучило дату начала эксплуатации — 1 апреля 2028 года. Билеты на современные составы ВСМ-1 по первоначальным данным стоили бы около 7654 рублей, однако в процессе проектирования и согласования тарифы корректировались вверх. Несмотря на это, многие уверены, что уникальный уровень комфорта, быстрота передвижения и расширение спектра жизненных возможностей для граждан оправдают инвестиции и станут настоящей инновацией.
Петербургский международный экономический форум: взгляд в будущее
Главной темой дискуссии на ПМЭФ-2025 стала не только экономическая отдача от появления ВСМ-1, но и вопрос, как транспортная революция сможет сформировать новый образ жизни в крупнейших городах страны. Наряду с позитивными прогнозами Максима Ликсутова, вопросы о доступности, тарифах, удобстве расписания и востребованности маршрутов вызывают живой интерес экспертов и участников рынка.
Петербургский форум вновь подтвердил: транспортные инновации способны стать мощным катализатором укрепления межрегиональных связей, развития туристической и деловой среды в России. ВСМ-1, по мнению многих, — не просто технологический проект, а шаг навстречу более комфортной, мобильной и интегрированной стране, где движение вперед становится реальностью уже сегодня.
Источник: msk1.ru