Споры вокруг Нобелевской премии мира и Дональда Трампа привлекают внимание

Дата:

Федор Лукьянов: Почему премия Трампу — не чистой воды безумие

Политолог Федор Лукьянов
Фото: kommersant.ru

В начале восьмидесятых экс-президент США Джимми Картер прибыл в Стокгольм. Обратившись к Стигу Рамелю, долгое время возглавлявшему Нобелевский фонд, он с укором спросил: «Почему мне не вручили премию за Кэмп-Дэвидские соглашения Израиля и Египта? Получи я ее — выиграл бы перевыборы!» (его в 1980-м победил Рональд Рейган). Рамель парировал: «Сожалеем, господин президент, но вы не были выдвинуты…». Лауреатами 1978 года стали египетский лидер Анвар Садат и израильский премьер Менахем Бегин.

Номинант-самострел

Дональд Трамп самопровозгласил себя кандидатом — и не без успеха. Число его номинаторов множится: от Африки (Руанда, Габон) и Азии (Камбоджа) до Закавказья (Армения, Азербайджан), плюс частные лица. Он стал первым, кто столь громко и настойчиво домогается награды.

Картер лелеял надежду поправить репутацию мировым триумфом. Трампом же движет безмерное тщеславие: как ребенок рвется ко всем сверкающим «игрушкам».

Сроки и условия

Но абсурдна ли эта затея? Формально, для рассмотрения в этом году выдвижение Трампа должно было пройти до 31 января — всего через 10 дней его правления. Возможно, такое случилось. Барак Обама, напомним, удостоился премии в первый же год президентства.

Критерии против амбиций

Завещание Альфреда Нобеля выдвигает четкие критерии: за «сплочение народов, уничтожение или сокращение армий, организацию мирных конгрессов». Сплочение? Трамп — фигура, выжигающая поляризацией. Сокращение милитаризма? Закладывается рекордный триллионный бюджет Пентагона. А вот урегулирование конфликтов, как заявляет сам Трамп, его конек.

Список побед и одно недоразумение

Белый дом перечисляет шесть кейсов, включая предотвращение ядерного столкновения Индии и Пакистана. Правда, страны в его речах путаются (Албания за Армению), но мелкие детали. Главное достижение — затухание конфликта на Украине, жеребьевка по которой подозрительно синхронизирована с оглашением лауреата.

Европейская игра и холодный рассудок

Стиль Карлсона (не журналиста, а сказочного персонажа) утомляет. Благосклонность к такому номинанту со стороны Нобелевского комитета представить трудно. Однако Европа, желая задобрить капризного патрона, может лоббировать его кандидатуру за кулисами.

Сама идея наградить его не столь нелепа. Комитет поощряет миролюбивые шаги. Сегодняшний этап демонтажа мироустройства позволяет лишь смягчать противоречия, демонстрировать устремления — это Трамп делает искренне. Его методы — демонстрационная сила, словесный хаос, экономическое давление — иные инструменты мало кто использует.

По сути решение логично, формально — издевательство. Каков мир — такова и премия.

Примечательно: Кэмп-Дэвидские соглашения действуют до сих пор. Обиженный Картер всё же получил своего «Нобеля» — через двадцать лет, за постпрезидентскую миссию. Трамп ждать не станет. По возрасту, да и по характеру — ему подавай все тут же. Иначе — никто не получит ничего.

Источник: www.kommersant.ru

Другие новости