Эффективны ли автоматические штрафы против просрочки
Случаи реализации товаров с истекшим сроком годности участились. Статистика Роспотребнадзора указывает на рост нарушений: в август было выявлено порядка 5 тысяч инцидентов с физлицами и около 15 тысяч с юрлицами. Это на 10% выше апрельских показателей. Отвечая на ситуацию, ведомство предлагает новшество: автоматическое начисление штрафов продавцам просроченной продукции. Действующие санкции – от 30 до 40 тыс. рублей для ИП и 300-600 тыс. рублей для юридических лиц – остаются.
Не все эксперты уверены в эффективности дополнительных штрафов. Андрей Карпов, председатель правления Ассоциации экспертов рынка ритейла, отмечает положительную динамику: "Создается впечатление, что просрочки становится меньше, ритейл-сети фиксируют снижение жалоб. Существующие меры – маркировка и автоматическая блокировка на кассе – уже препятствуют реализации некачественного товара".
Автоматизация штрафов: Новые подходы в борьбе с нарушениями
"Внедрение автоматизированного штрафования, тем более с изъятием продукции дистанционно, вызывает вопросы, – считает Карпов. – Гораздо перспективнее довести до максимума интеграцию ритейла в систему прослеживаемости ЦРПТ. Это сделает продажу просрочки технически невозможной и отпадет нужда в штрафах".
Запрет на продажу немаркированного или просроченного товара действует с 2023 года. Официальные данные констатируют, что за этот период нарушения при реализации молочной продукции сократились более чем в 40 раз. Николай Власенко, управляющий хедж-фондом Lighthouse Capital, подчеркивает заинтересованность крупного ритейла в качестве: "Сети строго следят за сроками. Их внутрикорпоративный контроль часто строже требований контролирующих органов".
Эксперт акцентирует внимание на небольших торговых точках: "Продажа просроченного товара – не долгосрочная стратегия для сетей, так как бьет по репутации и сводит на нет затраты на маркетинг. Роспотребнадзору целесообразнее сфокусироваться на частных магазинчиках. Любые методы, ведущие к минимизации нарушений, хороши, хотя излишнее давление на сетевые компании вряд ли кардинально изменит ситуацию – чистые полки выгодны им самим".
Перспективы изменений для бизнеса
Новый законопроект также вводит штраф в 50 тыс. рублей за отсутствие регистрации в системе маркировки. Чтобы снизить нагрузку на бизнес, действие этих норм начнется в 2026 году.
Источник: www.kommersant.ru