
Ведущие производители шин Евразийского экономического союза зафиксировали случаи демпинга со стороны компаний из Таиланда, Вьетнама и Китая. Предприятия подали официальные обращения в Евразийскую экономическую комиссию (ЕЭК), что побудило департамент по защите внутреннего рынка начать расследование этих практик.
Поставщиков из Таиланда и Вьетнама оспорили «Белшина», «Омскшина», «Кордиант» и «Нижнекамский завод грузовых шин». Производители из Китая столкнулись с претензиями от «Алтайского шинного комбината» и казахстанской компании Tengri Tyres. Отечественный бизнес уверен: стоимость импортных покрышек требует справедливой рыночной коррекции.
Конкретика демпинговой политики
Основное недовольство вызвано аномально низкими ценами на грузовые шины (посадочный диаметр 17.5-24.5 дюйма, индекс нагрузки от 115), используемые для автобусов, спецтехники и прицепов. Их растущая доступность крайне негативно влияет на местные производства.
Данные показывают: покрышки из Таиланда в этой категории продавались на 24.17% ниже справедливой стоимости, из Китая – на 29.64%, а из Вьетнама – на 19.59%. Как результат, заводы ЕАЭС столкнулись со снижением объемов выпуска на 14%, ростом товарных запасов на 19% и обвалом прибыли от реализации на внутренних рынках на 78% в 2025 году.
Риски и перспективы антидемпинговых мер
Ситуация осложняется планами Вьетнама по запуску новых фабрик мощностью 1.4 млн шин ежегодно, что увеличит поток продукции в ЕАЭС. Совокупность этих тенденций может привести к продлению или повышению специальных защитных пошлин.
Хотя китайские шины уже облагаются пошлиной 14.79–35.35% (действует до конца июня), производители Вьетнама и Таиланда пока свободны от ограничений. Департамент ЕЭК отвёл 60 дней для сбора необходимых данных по этим странам.
Рыночный ландшафт и взгляд перевозчиков
Эксперты ПЭК: TECH отмечают, что Китай занимает 25-35% российского шинного рынка, Вьетнам – 5-8%, давая в сумме свыше трети продаж. Эдуард Миронов, директор по закупкам FM Logistic Россия, поясняет популярность импорта среди логистического МСБ: низкая цена стала ключевым аргументом на фоне падения рентабельности перевозок и необходимости строгой оптимизации затрат.
Михаил Коптев, коммерческий директор «Скиф-Карго», добавляет: по ряду сегментов доля китайской продукции превысила 70%.
Ожидаемые последствия для рынка
Эдуард Миронов прогнозирует: введение антидемпинговых пошлин может повлечь рост цен как на импортные, так и на российские шины, поскольку производителям потребуется компенсировать убытки. Михаил Коптев уточняет: рост цен покрышек на 24% способен увеличить операционные затраты перевозчиков минимум на 2.5%, что в негативном сценарии может привести к росту транспортных тарифов на 3-7%.
Напряженность на рынке усугубляется дефицитом перевозчиков, сформировавшимся с конца октября, на фоне банкротств около 6.7 тысяч юридических лиц в транспортной сфере.
Источник: lenta.ru






